“Сколько в мире взрослых, которые понимают подростков? Не трудитесь считать: таких нет. Все мы с одной планеты, но наступает период, когда взрослые вступают в контакт с абсолютно новой расой – подростками. 

Знаете, какой праздник меня больше всего умиляет? День защиты детей! От кого и кто нас защищает? Вот тут говорят: от конфликтов. Но ведь сама жизнь – конфликт. Рождение ребенка – конфликт слабого тела и окружающей среды. Начиная мыслить, человек вступает в пожизненный конфликт с самим собой. Конфликт желаний и обязанностей. Конфликт стремлений и возможностей. Конфликт мечты и реальности. Как взрослые могут уберечь детей от этих конфликтов? Конфликты с ровесниками в школе? Как могут взрослые защитить подростка от того, о чем не знают и знать не хотят? Они ведь не хотят знать, что в школе сегодня группировки, прессинги. Что самые слабые становятся изгоями. Что учителя на это смотрят сквозь пальцы. Почему? Им страшно. Лучше иметь одного изгоя в большом классе, чем самому стать изгоем. Изгои часто кончают больницей, колонией, психушкой и даже кладбищем. 

Вы спрашиваете, почему ребенок кончает жизнь самоубийством? Никогда вы этого не поймете! Потому что ошибка уже в постановке вопроса. В том­то и дело, что не ребенок. И даже не подросток. Взрослый. В петлю сунул голову уже абсолютно взрослый человек, который взвесил все “за” и “против”. 

Сказки про хороших родителей – всего лишь миф, который придумали сами взрослые. Страдающему подростку приходится принимать решения самому. Чем могут помочь родители? Разве что пожаловаться на других родителей. Разборки родителей пострадавшего и обидчика – крикливы, поверхностны и глупы. Поняв это, подросток отказывается от помощи взрослых и начинает жить по­своему. Ну раз ты такой умный – сам и разбирайся, обижаются взрослые. И успокаивают себя: у него переходный возраст. 

Большинство подростков переживают этот период. С помощью Интернета, увлекательного дела, спорта, настоящих друзей или все­таки родителей. Но что делать тем, кто не нашел друзей, у кого нет Интернета? У кого родители даже не пытаются понять проблем своего сына? Этим – дорога в иной мир. В прямом и переносном смысле. В критический момент кто­то сунет голову в петлю. А кто­то начнет творить иной мир, свой. В стихах или в штрихах. Карандашом или ручкой. Подросток окружает себя и свой мир чем­то более крепким, чем каменная стена. 

Теперь вы подумаете, что все подростки на Земле – мученики? Нет! Огромное число подростков живут счастливой и беззаботной жизнью. Не задумываются о бесконечности мироздания и прочей ерунде, а чтение книг считают извращением. Просто плывут по потоку общего сознания. Живут всем самым современным, модным, “реальным”. Из таких обыкновенных подростков потом вырастают обыкновенные взрослые, которые работают, спят, едят, заводят семью. В общем, заставляют нашу планету крутиться. 

А из подростков, которые прошли через непонимание, раннее взросление, нашли в себе силы перешагнуть через смертельную петлю, вырастают другие взрослые, которые не спят, почти не едят, семьей считают холст и кисть. В общем, заставляют нашу планету замирать от восторга…”